Главная » 2012 » Июль » 23 » Беларусь и Евросоюз за и против
12:30:23
Беларусь и Евросоюз за и против

Что будет, когда старое или новое руководство Беларуси решит сменить пророссийский курс на прозападный, задаются вопросом эксперты. А нужна ли вообще Беларусь Евросоюзу как равноправный или ассоциированный член европейского сообщества, как часть Европейской экономической зоны? Или меркантильной Европе выгоднее иметь автономный экономический плацдарм для вхождения на рынок Единого экономического пространства и Евразийской зоны торговли?

Наконец, рискнет ли Брюссель пикироваться с Москвой и есть ли в Беларуси то, ради чего стоило бы это делать?
С точки зрения большинства европейского политического истеблишмента статус кандидата в еврозону Беларусь заслужила сегодня по определению - как последняя диктатура Европы, которую всем миром нужно демократизировать и реструктурировать. Но если оставить политику, то чисто экономической мотивации прирасти на Востоке еще одной территорией у Брюсселя заметно меньше.

 

Европейский путь лишит Минск бонусов

Имеет значение текущая и перспективная ситуация в экономике еврозоны.
 

Евросоюз с трудом аккумулирует ресурсы, чтобы поддержать тонущие экономики Греции и Испании. После выделения помощи этим странам кризис не закончится. Эксперты прогнозируют стагнацию на несколько лет вперед, а некоторые - крах евро и даже самого Евросоюза.
 

А европейские политические лидеры после стольких слов поддержки, которые они успели наговорить белорусскому народу, в случае поворота Беларуси в Европу просто не смогут отказать ей в материальной помощи. Это - немалые суммы.
 

Выбранный европейский путь наверняка лишит Минск всех бонусов, которые он получает сейчас из России. Европе придется каким-то образом замещать ежегодные субсидии в несколько миллиардов долларов, которые Беларусь имеет от дешевого российского газа и переработки дешевой российской нефти.
 

Возвращение Беларуси в Европу из-под двухвековой "метрополии" России должно быть плавным во избежание желания вернуться назад. А постепенный процесс всегда более дорогостоящий, нежели шоковый. Да и белорусский менталитет вряд ли примет шоковый вариант.
 

Захотят ли португальские рыбаки поделиться с белорусскими колхозниками?


Чтобы с течением времени сократить ежегодные выплаты, необходимо кардинальным образом перестраивать белорусскую экономику, делать ее эффективной. Структурные реформы требуют дополнительных ассигнований. И, как и в первом случае, это невозвратные деньги. Уже даже и не представляется, как сделать более конкурентоспособными некоторые из отраслей.
 

Например, сельское хозяйство. В Европе оно в значительной степени дотируется. Но захотят ли делиться дотациями с членами белорусских СПК семьи французских сыроделов или португальских рыбаков?
 

Нужно ли повторять путь соседей?


Часть оппозиционных деятелей, множество чиновников и руководителей госпредприятий будут гореть желанием компенсировать "потерянные годы" распилом европейских денег и госсобственности. Европейским донорам и налогоплательщикам придется закладывать процент потерь в дотациях и компенсации на восстановление первоначально планируемых объемов.
 

Немаловажно не только то, как будет контролироваться распределение средств по назначению, но и то, на какие конкретные цели они пойдут. Романтики-экономисты предлагают несколько видоизмененные варианты реформ, осуществленные 15-20 лет назад более удачливыми соседями Беларуси. Однако, как показали 2009-2010 годы, такой путь не является аксиомой.
 

И даже при той критике, которую заслуживает экономическая политика, проводимая при Лукашенко, есть ряд достижений, которые невозможно игнорировать в угоду типовой европейской модели. Кроме того, нужно учитывать, насколько изменилась за эти годы вся картина мира. Информационные и прочие новейшие технологии задают динамику развития мировой экономики и общества (но не политики), и есть ли смысл копировать какие-то схемы?
 

Как новый рынок Беларусь для Европы неинтересна


Возможно, Европа сможет уменьшить объем расходов на демократизацию, модернизацию и обеспечение социального спокойствия, если ограничится частично интеграцией Беларуси в европейскую семью. Что это будет - продвинутое Восточное партнерство или льготный билет в Европейскую экономическую зону, который имеют Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн?
 

Но для такого сценария нужно найти в Беларуси группу лиц, которые не хотят, придя во власть, "пилить" европейскую гуманитарку и раз и навсегда поделить народную собственность. И главное, они должны быть готовы по примеру Егора Гайдара взвалить не на Европу, а на себя лично ответственность за все побочные результаты исторического поворота.
 

Такой вариант также предполагает траты. Особая белорусская экономическая модель, которой гордились до недавних пор, априори предполагает, что они будут существенными.
 

К тому же как новый рынок Беларусь для Европы неинтересна. Для европейских компаний она есть и будет частью российского, украинского или балтийского рынков. Обеспечение присутствия на нем происходит из этих стран - пиво, паркет, мобильные телефоны, с 2012 года - европейцы продают белорусам автомобили, собранные в этих регионах.
 

Но самое главное - при таком варианте Европа лишается удобного плацдарма для выхода на рынки России и Казахстана. Не европейская Беларусь, а Беларусь в составе ЕЭП - это привлекает европейский бизнес.
 

Почему?
 

Это географическая близость, когда проще предприятия и менеджеров привезти в Барановичи, а не в Уфу. Достаточно развитая инфраструктура. Менталитет, который ближе к европейскому. Кадровый потенциал, который хотя стареет и мигрирует, но пока сравнительно высок. И он уже дешев по сравнению с рабочими руками в России.
 

Это относительной низкий, если сравнивать, например, с Россией, уровень коррупции.
 

Но Беларусь, сделавшая ставку на Европу, вряд ли сохранит место в ЕЭП.
 

Перспективы белорусской экономики на европейском рынке


Уже сейчас белорусский экспорт в Европу превышает экспорт в Россию. Но если проанализировать его источники, то по большинству позиций это промежуточный импорт из России, подкрепленный в плане ценовой конкурентоспособности дешевыми ценами на российский природный газ. Не будет сырья и дешевых энергоресурсов из России – не будет экспорта в Европу.
Очень  мало белорусских предприятий не перерабатывают российское сырье, имеют высокоэффективное производство и поставляют свою продукцию на европейский рынок. Примеры бизнесов Мошенского и " Алютеха " - скорее исключение, чем правило. Уровень белорусской индустрии сегодня объективно недотягивает по качеству, номенклатуре и даже по цене (уже дороже) до европейского, а уровень сервиса - даже до российского. Государство не выделяло на это денег, потому что для менее требовательного российского рынка нашего уровня было пока достаточно. Европейцы вряд ли также давали бы деньги на ориентированные на рынок ЕС проекты - зачем им конкуренты?
 

Они и не будут их давать, потому что это означает перейти дорогу российскому капиталу, который уверенно подминает под себя белорусскую экономику. Уровень прямых иностранных инвестиций со стороны России в Беларусь в прошлом году составил свыше 51%. По накопленным российским инвестициям Беларусь стабильно входит в топ- 6 мировых держав. Осталось несколько интересных с точки зрения Кремля стратегических активов, а остальное доделает частный российский бизнес - близкий, профессиональный, богатый и агрессивный.

По материалам www.tut.by

 

Просмотров: 723 | Добавил: Voron | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вверх